Как решить модель Лоренца 96 методом Рунге – Кутты?

Я написал приведенный ниже код для решения модели Лоренца 96 с использованием метода Рунге-Кутты, но результаты ненадежны, как видно на рисунке ниже:

Правильное соотношение между тремя переменными выглядит следующим образом:

Как я могу изменить код, чтобы решить проблему правильно? Для получения дополнительной информации о Lorenz 96 см. Модель Lorenz 96 в Википедии .

      import pandas as pd
import numpy as np
import matplotlib.pyplot as plt
   
###############################################################################

# Define Lorenz 96 function

# These are our constants
N = 3  # Number of variables
F = 8  # Forcing


def L96(v, t):
    """Lorenz 96 model with constant forcing"""
    # Setting up vector
    dv_dt = np.zeros(N)
    # Loops over indices (with operations and Python underflow indexing handling edge cases)
    for i in range(N):
        dv_dt[i] = (v[(i + 1) % N] - v[i - 2]) * v[i - 1] - v[i] + F
    return dv_dt
   

#define the given range t
t0=0
tn=100
h=0.005

#define number of steps (n)

time_range=np.arange(t0, tn, h)

# preallocate space
v0=np.zeros((len(time_range)+1, 1, N))
t=np.zeros(len(time_range)+1)

v0[0][0][0] += 0.01  # Add small perturbation to the first variable
L96(v0[0][0],0)

# Solve Runge-Kutta
for i in range (len(time_range)):
    print(i)
    dv_dt=L96(v0[i][0],t[i])
    
    k1=dv_dt[0]
    l1=dv_dt[1]
    m1=dv_dt[2]
    
    k2=L96([v0[i][0][0]+0.5*k1*h,v0[i][0][1]+0.5*l1*h,v0[i][0][2]+0.5*m1*h],t[i]+h/2)
    l2=L96([v0[i][0][0]+0.5*k1*h,v0[i][0][1]+0.5*l1*h,v0[i][0][2]+0.5*m1*h],t[i]+h/2)
    m2=L96([v0[i][0][0]+0.5*k1*h,v0[i][0][1]+0.5*l1*h,v0[i][0][2]+0.5*m1*h],t[i]+h/2)
  
    k3=L96([v0[i][0][0]+0.5*k2[0]*h,v0[i][0][1]+0.5*l2[0]*h,v0[i][0][2]+0.5*m2[0]*h],t[i]+h/2)
    l3=L96([v0[i][0][0]+0.5*k2[1]*h,v0[i][0][1]+0.5*l2[1]*h,v0[i][0][2]+0.5*m2[1]*h],t[i]+h/2)
    m3=L96([v0[i][0][0]+0.5*k2[2]*h,v0[i][0][1]+0.5*l2[2]*h,v0[i][0][2]+0.5*m2[2]*h],t[i]+h/2)
  
    k4=L96([v0[i][0][0]+0.5*k3[0]*h,v0[i][0][1]+0.5*l3[0]*h,v0[i][0][2]+0.5*m3[0]*h],t[i]+h/2)
    l4=L96([v0[i][0][0]+0.5*k3[1]*h,v0[i][0][1]+0.5*l3[1]*h,v0[i][0][2]+0.5*m3[1]*h],t[i]+h/2)
    m4=L96([v0[i][0][0]+0.5*k3[2]*h,v0[i][0][1]+0.5*l3[2]*h,v0[i][0][2]+0.5*m3[2]*h],t[i]+h/2)
  
    v0[i+1][0][0] = v0[i][0][0] + h*(k1 +2*k2[0]  +2*k3[0]   +k4[0])/6      # final equations
    v0[i+1][0][1] = v0[i][0][1] + h*(l1  +2*k2[1]   +2*k3[1]    +k4[1])/6
    v0[i+1][0][2] = v0[i][0][2] + h*(m1+2*k2[2] +2*k3[2]  +k4[2])/6
    t[i+1]=time_range[i]

###############################################################################

v_array=np.array(v0)
v_array.shape

v1=v_array[:,0][:,0]
v2=v_array[:,0][:,1]
v3=v_array[:,0][:,2]


fig, (ax1, ax2) = plt.subplots(1, 2,constrained_layout=True,figsize=(10, 4))  
ax1.plot(v1,v3) 
ax1.set_title('v1 vs v2')    
ax2.plot(v2,v3)
ax2.set_title('v2 vs v3')    
    
# Plot 3d plot of v1,v2, and v3
from mpl_toolkits import mplot3d

fig = plt.figure(figsize=(8, 5))
ax = plt.axes(projection='3d', elev=40, azim=-50)
ax.plot3D(v1, v2, v3)
ax.set_xlabel('$v1$')
ax.set_ylabel('$v2$')
ax.set_zlabel('$v3$')
plt.show()

1 ответ

Я не совсем уверен, какова ваша мотивация снова разорвать векторизацию на строки для отдельных компонентов. В любом случае это неправильно. Ваша временная петля должна быть такой же простой, как

      for i in range(len(time)-1):
    v[i+1] = RK4_step(lambda t,y:L96(y,t),time[i],v[i],time[i+1]-time[i])

где метод stepper - это просто код кулинарной книги

      def RK4_step(f,t,y,h):
    k1 = h*f(t,y)
    k2 = h*f(t+0.5*h, y+0.5*k1)
    k3 = h*f(t+0.5*h, y+0.5*k2)
    k4 = h*f(t+h, y+k3)
    return y+(k1+2*k2+2*k3+k4)/6

Таким образом, нет жесткого ограничения на 3 компонента, компоненты кода универсальны, L96Функцию можно использовать с любым числом численных решателей из библиотек или самостоятельно реализованных, степпер и временная петля для RK4 действительны для любой другой системы дифференциальных уравнений.

Обратите внимание, что в примере из Википедии есть компоненты, где 3D-график строится из первых 3-х из них. За N=3вы действительно получаете сходимость к фиксированной точке, которая выглядит как прямая линия, для N=4кажется, что существует предельный цикл, только для N=5решение начинает выглядеть хаотичным.

Наличие трехмерного массива имеет смысл при одновременном вычислении нескольких траекторий. (Но только с методами с фиксированным шагом или если гарантируется, что они остаются близко друг к другу, в противном случае управление размером шага будет неподходящим для большинства траекторий большую часть времени.) Полный сценарий для этой адаптации гласит:

      # Define Lorenz 96 function

# These are our constants
N = 4  # Number of variables
F = 8  # Forcing


def L96(t, v):
    """Lorenz 96 model with constant forcing"""
    # Setting up vector
    dv_dt = 0*v
    # Loops over indices (with operations and Python underflow indexing handling edge cases)
    for i in range(N):
        dv_dt[i] = (v[(i + 1) % N] - v[i - 2]) * v[i - 1] - v[i] + F
    return dv_dt
   

#define the given range t
t0=0
tn=100
h=0.005

#define number of steps (n)

time = np.arange(t0, tn, h)
v = np.zeros([len(time),N,3], float)
v[0] +=F
v[0,0,0] -= 0.005
v[0,0,1] += 0.005
v[0,0,2] += 0.01
for i in range(len(time)-1):
    v[i+1] = RK4_step(L96,time[i],v[i],time[i+1]-time[i])

# Plot 3d plot of first 3 coordinates
from mpl_toolkits import mplot3d

fig = plt.figure(figsize=(8, 5))
ax = plt.axes(projection='3d', elev=40, azim=-50)
ax.plot3D(v[:,0,0], v[:,1,0], v[:,2,0],'g', lw=0.2)
ax.plot3D(v[:,0,1], v[:,1,1], v[:,2,1],'r', lw=0.2)
ax.plot3D(v[:,0,2], v[:,1,2], v[:,2,2],'b', lw=0.2)
ax.set_xlabel('$v_1$')
ax.set_ylabel('$v_2$')
ax.set_zlabel('$v_3$')
ax.set_title(f"N={N}")
plt.show()
Другие вопросы по тегам