Монада haskell для имитации кода стиля OO

Конкретные примеры на http://www.haskell.org/haskellwiki/State_Monad очень полезны для понимания того, как писать реальный код с помощью монад (см. Также stackru/9014218). Но большинство из нас, новых студентов, имеют опыт работы с OO, поэтому сопоставление OO-программы с haskell поможет продемонстрировать, как написать эквивалентный код на haskell. (Да, две парадигмы совершенно разные, и не стоит переводить код в стиле ОО непосредственно в haskell, но только один раз в качестве учебного пособия.)

Вот код в стиле OO, который создает 2 экземпляра объекта, а затем вызывает функции-члены, которые изменяют их соответствующие переменные-члены и, наконец, выводят их на печать. Как мы пишем это, используя монады состояний haskell?

class A:
    int p;
    bool q;
    A() { p=0; q=False;}    // constructor
    int y() {   // member function
        if(q) p++; else p--;
        return p;
    }
    bool z() {  // member function
        q = not q;
        return q;
    }
main:
    // main body - creates instances and calls member funcs
    a1 = A; a2 = A; // 2 separate instances of A
    int m = a1.y();
    m = m + a1.y();
    bool n = a2.z();
    print m, n, a1.p, a1.q, a2.p, a2.q;

2 ответа

Прямой перевод будет что-то вроде:

module Example where

import Control.Monad.State

data A = A { p :: Int, q :: Bool }

-- constructor
newA :: A
newA = A 0 False

-- member function
y :: State A Int
y = do
  b <- getQ
  modifyP $ if b then (+1) else (subtract 1)
  getP

-- member function
z :: State A Bool
z = do
  b <- gets q
  modifyQ not
  getQ

main :: IO ()
main = do
  let (m,a1) = flip runState newA $ do
      m <- y
      m <- (m +) `fmap` y
      return m
  let (n,a2) = flip runState newA $ do
      n <- z
      return n
  print (m, n, p a1, q a1, p a2, q a2)

-- general purpose getters and setters
getP :: State A Int
getP = gets p

getQ :: State A Bool
getQ = gets q

putP :: Int -> State A ()
putP = modifyP . const

putQ :: Bool -> State A ()
putQ = modifyQ . const

modifyP :: (Int -> Int) -> State A ()
modifyP f = modify $ \a -> a { p = f (p a) }

modifyQ :: (Bool -> Bool) -> State A ()
modifyQ f = modify $ \a -> a { q = f (q a) }

И я, вероятно, не стал бы беспокоиться о ручном геттере / сеттере и просто использовал линзы.

{-# LANGUAGE TemplateHaskell, FlexibleContexts #-}
module Main where

import Control.Applicative
import Control.Monad.State
import Data.Lenses
import Data.Lenses.Template

data A = A { p_ :: Int, q_ :: Bool } deriving Show
$( deriveLenses ''A )

-- constructor
newA :: A
newA = A 0 False

-- member function
y :: MonadState A m => m Int
y = do
  b <- q get
  if b then p $ modify (+1) else p $ modify (subtract 1) 
  p get

-- member function
z :: MonadState A m => m Bool
z = do
  q $ modify not
  q get


data Main = Main { a1_ :: A, a2_ :: A, m_ :: Int, n_ :: Bool } deriving Show
$( deriveLenses ''Main )

main :: IO ()
main = do
  -- main body - creates instances and calls member funcs
  print $ flip execState (Main undefined undefined undefined undefined) $ do
    a1 $ put newA ; a2 $ put newA -- 2 separate instances of A
    m . put =<< a1 y
    m . put =<< (+) <$> m get <*> a1 y
    n . put =<< a2 z

Но это не то, что я бы действительно написал, потому что я склоняю Хаскелл назад, чтобы попытаться имитировать ОО-стиль. Так что это выглядит просто неловко.

Для меня реальная цель объектно-ориентированного кода - программирование на интерфейс. Когда я использую такие объекты, я могу положиться на них для поддержки таких методов. Итак, в haskell я бы сделал это, используя класс типов:

{-# LANGUAGE TemplateHaskell, FlexibleContexts #-}
module Main where

import Prelude hiding (lookup)
import Control.Applicative
import Control.Monad.State
import Data.Lenses
import Data.Lenses.Template
import Data.Map

class Show a => Example a where
  -- constructor
  new :: a
  -- member function
  y :: MonadState a m => m Int
  -- member function
  z :: MonadState a m => m Bool

data A = A { p_ :: Int, q_ :: Bool } deriving Show
$( deriveLenses ''A )

instance Example A where
  new = A 0 False
  y = do
    b <- q get
    if b then p $ modify (+1) else p $ modify (subtract 1) 
    p get
  z = do
    q $ modify not
    q get

data B = B { v_ :: Int, step :: Map Int Int } deriving Show
$( deriveLenses ''B )

instance Example B where
  new = B 10 . fromList $ zip [10,9..1] [9,8..0]
  y = v get
  z = do
    i <- v get
    mi <- lookup i `liftM` gets step 
    case mi of
      Nothing -> return False
      Just i' -> do
        v $ put i'
        return True

data Main a = Main { a1_ :: a, a2_ :: a, m_ :: Int, n_ :: Bool } deriving Show
start :: Example a => Main a
start = Main undefined undefined undefined undefined
$( deriveLenses ''Main )

run :: Example a => State (Main a) ()
run = do
  -- main body - creates instances and calls member funcs
  a1 $ put new ; a2 $ put new -- 2 separate instances of a
  m . put =<< a1 y
  m . put =<< (+) <$> m get <*> a1 y
  n . put =<< a2 z

main :: IO ()
main = do
  print $ flip execState (start :: Main A) run
  print $ flip execState (start :: Main B) run

Так что теперь я могу использовать то же самое run для разных типов A а также B,

State Монаду нельзя использовать для эмуляции классов. Он используется для моделирования состояния, которое "прилипает" к коду, который вы запускаете, а не состояния, которое "является независимым" и находится в объектно-ориентированных классах.

Если вы не хотите переопределения и наследования методов, ближе всего к классам ООП в Haskell вы можете использовать записи со связанными функциями. Единственное отличие, о котором вы должны знать в этом случае, состоит в том, что все "методы класса" возвращают новые "объекты", они не изменяют старый "объект".

Например:

data A =
  A
  { p :: Int
  , q :: Bool
  }
  deriving (Show)

-- Your "A" constructor
newA :: A
newA = A { p = 0, q = False }

-- Your "y" method
y :: A -> (Int, A)
y a =
  let newP = if q a then p a + 1 else p a - 1
      newA = a { p = newP }
  in (newP, newA)

-- Your "z" method
z :: A -> Bool
z = not . q

-- Your "main" procedure
main :: IO ()
main =
  print (m', n, p a1'', q a1'', p a2, q a2)
  where
    a1 = newA
    a2 = newA
    (m, a1') = y a1
    (temp, a1'') = y a1'
    m' = m + temp
    n = z a2

Эта программа печатает:

(-3,True,-2,False,0,False)

Обратите внимание, что мы должны были создать новые переменные для хранения новых версий m а также a1 (Я только добавил ' в конце каждый раз). В Haskell нет изменяемых переменных на уровне языка, поэтому не стоит пытаться использовать язык для этого.

Можно создавать изменяемые переменные с помощью ссылок ввода-вывода.

Обратите внимание, однако, что следующий код считается крайне плохим стилем кодирования среди Haskellers. Если бы я был учителем и имел ученика, который писал код, подобный этому, я бы не дал проходной балл по заданию; если бы я использовал программиста на Haskell, который писал такой код, я бы подумал уволить его, если бы у него не было ОЧЕНЬ веской причины для написания такого кода.

import Data.IORef -- IO References

data A =
  A
  { p :: IORef Int
  , q :: IORef Bool
  }

newA :: IO A
newA = do
  p' <- newIORef 0
  q' <- newIORef False
  return $ A p' q'

y :: A -> IO Int
y a = do
  q' <- readIORef $ q a
  if q'
    then modifyIORef (p a) (+ 1)
    else modifyIORef (p a) (subtract 1)
  readIORef $ p a

z :: A -> IO Bool
z = fmap not . readIORef . q

main :: IO ()
main = do
  a1 <- newA
  a2 <- newA
  m <- newIORef =<< y a1
  modifyIORef m . (+) =<< y a1
  n <- z a2
  m' <- readIORef m
  pa1 <- readIORef $ p a1
  qa1 <- readIORef $ q a1
  pa2 <- readIORef $ p a2
  qa2 <- readIORef $ q a2
  print (m', n, pa1, qa1, pa2, qa2)

Эта программа делает то же самое, что и вышеприведенная программа, но с изменяемыми переменными. Опять же, не пишите такой код, за исключением очень редких обстоятельств.

Другие вопросы по тегам